Как воспитывает музыка?


Инна ГРИНШПУН,
преподаватель кафедры «Educaţie muzicală» Педагогического колледжа «Михай Еминеску»

Из размышлений учителя музыки
Печально и чиста,
Как жизнь, детьми любима,
Как жизнь, ты непроста,
Как жизнь, непостижима, музыка!
Кайсын Кулиев

Искусство учит понимать жизнь. В искусстве заключён опыт всего человечества, всех времён, всех стран и сословий. Сила его безгранична. Искусство пробуждает лучшее, что есть в человеке, — его стремление к красоте, любви, созиданию, творчеству. Как говорил музыкант и педагог Генрих Нейгауз, таланты создавать нельзя, но можно создавать культуру, то есть почву, на которой они произрастают. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных и творческих способностей, чем детство, трудно представить. Все дети — музыканты, поэты, художники… Природа щедро наградила каждого из них. Чем больше красоты откроется ребёнку в детстве, тем тоньше станет его эстетическое восприятие, полнее и богаче будет его жизнь, трепетнее станет его душа.

Музыка занимала и занимает огромное место в жизни людей. «Музыка — величайшая сила, — утверждали древние философы. — Она может заставить человека любить и ненавидеть, убивать и прощать». Специфические особенности музыки как вида искусства реализуют природу искусства в целом, то есть способность формировать человеческую личность, передавая ей ценности, нормы, идеалы, накопленные культурой и отвечающие как общечеловеческим потребностям, так и потребностям данной социальной среды, запечатлевая в художественных образах всё более многомерную картину действительности, развивая в человеке творческое начало, его созидательную активность.

Теперь мы, наверное, уже сможем ответить и на поставленный в заголовке вопрос: как воспитывает музыка?

Одно из толкований слова «воспитание» позволяет объяснить этот важный педагогический процесс, как такое «питание» тела, души и духа ребёнка, при котором его личность поднимается ввысь, «восходит» от конкретного образа к возвышенному, более совершенному первообразу. В контексте этого толкования возможности предмета «музыка» поистине уникальны, так как мало какой учебный предмет может сопроводить рационально выраженные знания (о мире, человеке и обществе) столь сильным иррациональным «зарядом» из переживаний, эмоций, интонаций и различных оттенков человеческих чувств.

Между музыкой и словом много веков существует неразрывная связь. О тесной связи музыки и художественного слова свидетельствуют такие шедевры мировой культуры как романс М.И.Глинки на слова А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновение», оперы А.П.Бородина «Князь Игорь» и М.П.Мусоргского «Борис Годунов». Иногда музыка достигает таких высот выразительности, что даже слова могут показаться излишними, как в случае с «Лебедем» К.Сен-Санса или хоралами «Страстей по Иоанну» И.С.Баха, которые, хотя и звучат в оригинале на немецком языке, но и без перевода могут глубоко волновать душу.

Не только книга, но также любое явление культуры может быть рассмотрено как «текст», состоящий из «знаков» или «символов», которые особым образом оформлены в соответствии с принципами или законами, присущими данному виду творчества. Музыка не является исключением — каждое музыкальное произведение состоит из связанных между собой звуков, символов, и потому, в определенном смысле, является «посланием» композитора его слушателям — неслучайно мы называем крупные музыкальные произведения «опусами» или «сочинениями». Подобное толкование музыкальных произведений побуждает учащихся воспринимать их не потребительски – по принципу «чего изволите?», а осмысленно, задумываясь над тем, что именно хотел сказать слушателям автор, проникая в творческий замысел композитора.

Но для того, чтобы проникнуть в творческий замысел композитора, ученик должен научиться анализировать музыкальное произведение с точки зрения «языка» музыки, что невозможно без овладения основами музыкальной теории.

Большое значение для воспитания внимания к музыке, понимания её выразительности, связи музыки с жизнью является использование музыкальных произведений во внеклассной работе с учащимися. Большую роль в воспитании вдумчивого отношения к музыке играет также стиль отношений педагога с детьми.

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку — одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать, сопереживать другому человеку.

«Спасибо, музыка, тебе, спасибо!
Ты вечной нежности полна и силы!
Благодарю за светлый миг, когда мне вдруг открылся целый мир!
Твой мир, музыка!»
Ольга Пирагс
Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s