Бедные чиновники в роскошных автомобилях



Корнелия Козонак,
Центр журналистских расследований

Министерство информационных технологий предоставило на днях Центру журналистских расследований информацию о транспортных единицах, зарегистрированных молдавскими чиновниками, после того как судебная инстанция обязала МИТ обнародовать эти сведения.

Список транспортных единиц, зарегистрированных в Транспортном регистре МИТ, позволил нам проверить, насколько честны народные избранники, включили ли они или нет в декларацию о доходах за 2009 год либо в декларацию, представленную Центральной избирательной комиссии (ЦИК) перед парламентскими выборами, все принадлежащие им на правах собственности транспортные единицы. С другой стороны, мы попытались сделать рейтинг чиновников с самыми дорогими машинами. Относительно лиц, много лет проработавших в государственных учреждениях, попытались определить, соответствуют ли приобретенные автомобили их доходам. Источниками информации для этого материала послужили декларации о доходах, поданные нынешними чиновниками в Центральную избирательную комиссию перед парламентскими выборами 2009 года, декларации о доходах за 2009 год и данные, которыми располагает МИТ.

Рейтинг чиновников с люксовыми автомобилями

Рейтинг чиновников нынешнего правительства с самыми дорогими автомобилями возглавляет премьер-министр Влад Филат, которому принадлежит «BMV 760 LI». Стоимость этого автомобиля – около 130 тыс. Евро или примерно 2,2 млн. молдавских леев. Помимо этого, у премьера, согласно его декларации о доходах за 2009 год, есть еще два автомобиля — «Niva» и «Toyota RAV 4», производства 2001 года. Последние два автомобиля не зарегистрированы на имя премьера. Влад Филат входит также в рейтинг леевых миллионеров – в последние годы он декларировал доходы свыше 1-2 млн. леев.

Совсем иная картина складывается в отношении бывших советников президента, ныне депутатов, которые, вопреки тому, что в последние годы получали зарплату государственных служащих, позволили себе приобрести фешенебельные автомобили, стоимостью в миллионы леев. Например, депутат-коммунист Олег Рейдман, занимающий вторую позицию после премьера Филата в рейтинге чиновников с самыми дорогими автомобилями, владеет новехоньким автомобилем «BMW X6», стоимостью от 75 до 100 тыс. евро или 1,2 — 1,4 млн. леев. Олег Рейдман пришел в политику восемь лет назад из бизнес-кругов. В последние годы, когда Рейдман занимал пост советника президента Воронина по экономическим вопросам, его семья жила преимущественно на его довольно скромную зарплату госслужащего – всего в 2-3 тыс. леев. Несмотря на это, чиновник купил в 2009 году, сразу же после парламентских выборов, великолепный люксовый автомобиль. Однако Рейдман в своей декларации указал явно заниженную стоимость приобретенного им автомобиля — 991 тыс. леев. Хотя даже и эта сумма не соответствует доходам семьи Рейдман. Согласно декларациям о доходах, доходы депутата ПКРМ вместе с супругой за два года (2007-2008) составили 223 тыс. леев, а в 2009 году – 231 тыс. леев. Бюджет семьи пополнился суммой в 100 тыс. леев от продажи автомобиля.

Аналогичную позицию в рейтинге, с «BMW X6», согласно представленной ЦИК декларации, занимает и депутат ДП Анатолие Гилаш. В декларации о доходах за 2009 год депутат указывает, что обладает автомобилем «BMW X 5». Трудно поверить, что депутат предпочел «BMW X5» вместо «BMW X6», тем более, что в последней декларации о доходах не указаны доходы от продажи какого-нибудь автомобиля. Не совсем новый автомобиль марки «BMW X 5» стоит примерно 25-30 тыс. евро. А за последний год Анатолие Гилаш декларировал доходы только от заработной платы – в размере 685, 9 тыс. леев. Общий доход семьи депутата за 2007-2008 годы составил свыше 1 млн. леев.

Следующим в рейтинге чиновников с самыми дорогими автомобилями является депутат ЛДПМ Кэлин Виеру, пришедший в Парламент из деловых кругов. Ему принадлежит «Lexus RX 300» 2004 года выпуска, зарегистрированный на его имя в 2006 году. Стоимость этого автомобиля – от 53 до 64 тыс. евро (900 000 — 1 млн. леев). Декларированная Кэлином Виеру стоимость автомобиля занижена — всего лишь 200 тыс. леев (11,6 тыс. евро). Другой депутат ЛДПМ, также пришедший в Парламент из бизнес-кругов и предпочитающий люксовые автомобили, — Симион Фурдуй. Чиновник указал в своей декларации о доходах автомобили «Toyota Land Cruiser», купленный в 2009 году за 725 тыс. молдавских леев, «Lexus ES 350» -725 тыс. леев, «Dacia» (100 тыс. леев) и грузовик «Geana», приобретенный за 117 тыс. леев. Декларированные цены соответствуют рыночным. К пришедшим в политику из бизнеса у нас нет никаких претензий – они, по крайней мере, не сколотили состояния за счет денег налогоплательщиков. Что касается депутата Фурдуй, не можем все же понять, на какие деньги он купил вышеперечисленные автомобили, коль скоро в своей декларации о доходах, представленной ЦИК, чиновник указывает доходы в 84 тыс. леев за 2007-2008 годы и в 67,6 тыс. леев за 2009 год (!).

С мандатом и с «Dodge Caliber»

В первую десятку чиновников с самыми дорогими автомобилями входит и Людмила Бельченкова, пришедшая в Парламент по спискам ПКРМ из журналистских кругов (TV NIT). По данным Министерства информационных технологий, она является владелицей роскошного «Dodge Caliber», приобретенного новехоньким в 2009 году, сразу же после парламентских выборов. Стоимость этого автомобиля – от 25 до 40 тыс. евро (400-600 тыс. леев). Автоэксперты утверждают, что в Молдове всего несколько таких автомобилей, и они доставлены в РМ по заказу из США, а единственным дилером является компания, приближенная к Партии коммунистов. В представленной ЦИК перед выборами декларации о доходах Бельченкова указала, что является владелицей «Mitsubishi Colt» 2006 года выпуска. Ее доходы за 2007-2008 годы составили всего 16 тыс. леев. За 2009 год депутат Бельченкова не представила декларацию о доходах, как этого требует закон.

Степанюк не ел 3 года…

Депутат Виктор Степанюк, вошедший в состав Парламента по спискам ПКРМ, продолжает перечень чиновников с люксовыми автомобилями. Он владелец «Mercedes E220 CDI», стоимостью около 30 тыс. евро (примерно 500 тыс. леев). В последние 12 лет чиновник был депутатом по спискам ПКРМ. Если подсчитать его доходы, то Виктору Степанюку нужно было ничего не есть 3 года, не одеваться и не делать никаких иных расходов, чтобы купить этот «Мерседес». А все потому, что этот роскошный автомобиль стоит ровно столько, сколько заработал чиновник вместе с супругой за 3 года. Декларированный доход Виктора Степанюка за 2009 год составляет 185 тыс. леев, а за 2007 и 2008 годы — 421 тыс. леев. По данным МИТ, у Виктора Степанюка есть еще автомобиль «Honda Accord» (1999 года производства), купленный в 2005 году. Тут вполне уместен вопрос, на какие средства мог депутат купить себе такой автомобиль?

Автомобиль марки «Mercedes E220» предпочитают и другие два чиновника – министр иностранных дел Юрие Лянкэ, пришедший в политику из бизнес-кругов, и депутат либерал-демократ Александру Чимбричук. У последнего есть еще несколько автомобилей – «Hammer» (примерная стоимость 20-40 тыс. евро), «Renault» и «Москвич» 1994 года выпуска.

И «серый кардинал» ПКРМ, депутат Марк Ткачук, входит в рейтинг чиновников с люксовыми автомобилями, вот только он несколько скромнее коллег по партии. Сразу же после парламентских выборов 2009 года он купил превосходный новый автомобиль марки «Mitsubishi L200». Такой автомобиль стоит 26 500 долларов США или около 290 тысяч леев. Стоимость автомобиля, которую депутат включил в свою декларацию о доходах за 2009 год, — 120 тыс. леев — примерно 10 000 USD, что вдвое меньше его рыночной стоимости. Марк Ткачук, как и его коллега по партии Олег Рейдман, последние восемь лет был советником президента Республики Молдова. Следовательно, получал зарплату государственного служащего, которая, как ни затягивай ремень, никак не позволяет купить роскошный автомобиль. В 2008 году у чиновника не было автомобиля. В 2009 году доход депутата вместе с женой составил 91 380,92 леев. Как не пытаемся понять, на какие средства чиновник купил себе автомобиль, никак не удается.

Депутат ЛДПМ Валериу Стрелец декларировал автомобили «Mitsubishi Outlander» 2008 года выпуска (341 600 леев), «Toyota Avensis» (248 тыс. леев) и «Dacia Logan» (41 700 леев). Министр здравоохранения Владимир Хотиняну, хирург по профессии, всю жизнь проработавший только в государственных медицинских учреждениях, также имеет превосходный автомобиль – «Mitsubishi Outland», купленный в 2008 году, стоимость которого составляет примерно 25 тыс. евро или около 425 тыс. леев. Аналогичный автомобиль — «Mitsubishi Outland» – имеет, по данным МИТ, и заместитель председателя Парламента Александру Стояногло, депутат по спискам ДПМ, в прошлом прокурор, затем адвокат.

У экс-министра экономики Игоря Додона, который в последние годы занимал государственные должности, также несколько автомобилей: «Mazda 6», купленная в 2004 году, «Nissan Micra», купленный в 2006 году, и «Toyota Land Cruiser», который впервые появился в его декларации о доходах за 2009 год. Декларированная стоимость автомобиля «Toyota» — 87,7 тыс. леев. В действительности же такой автомобиль стоит около 20 тыс. евро (320 тыс. леев). Бюджет семьи Додон за последние годы, вместе с пособием по уходу за ребенком, которое чиновник включает в доходы, никак не покрывает стоимость принадлежащих ей автомобилей.

У Виолетты Ивановой… «Java»

В рейтинг чиновников с дорогостоящими автомобилями входят еще депутаты Вячеслав Унтилэ с «BMW 528», Вадим Мишин с «BMW 525», купленным в 2005 году, и «Nissan X Trail», депутаты Василе Балан, Анна Гуцу и Ангел Агаки – с автомобилями марки «BMW 520». У последнего есть еще «Dacia Logan», с 2008 года. Депутат ДП Марчел Рэдукан является владельцем «BMW 735», купленным в 2007 году, который стоит около 10 тыс. евро, и «Mercedes 320». Валериу Гумма приобрел в 2009 году не очень новый «Lexus LX 470», а еще у него есть «VAZ 21099». У депутата Юрие Колесника, вошедшего в Парламент по спискам АНМ, по данным МИТ, аж пять автомобилей: «Mercedes 300», «Chevrolet Trancer», «Fiat Regata», «Suzuki» с 1990 года и «Dacia Logan» с 2007 года. В декларации о доходах за 2009 год депутат указал только последние два автомобиля, тогда как в регистре МИТ фигурируют 4 автомобиля. По данным МИТ, на имя экс-министра экологии, депутатa ПКРМ Виолетты Ивановой зарегистрированы…мотоцикл «Java 350», приобретенный в 2002 году, и «BMW 728». Этот автомобиль стоит примерно 10 тыс. евро (свыше 150 тыс. леев). Из биографии Ивановой, обнародованной при назначении на должность министра, узнаем, что депутат все время работала в государственных учреждениях и, соответственно, получала зарплату служащего. У депутата Владимира Цуркану есть автомобиль «Lexus AX 350», а у Юрия Мунтяну – два «Мерседеса». Вадим Кожокару, вошедший в Парламент по спискам ЛП, является фаном «Volkswagen» — он владеет четырьмя автомобилями этой марки, последний из которых, «Pasat B5», приобретен в 2009 году.

Коммунисты стали богаче после парламентских выборов

Не менее семи депутатов, хорошо потрудившихся в избирательной кампании на благо Партии коммунистов, в частности, сумевших собрать финансовые средства для партии, вскоре после парламентских выборов разжились люксовыми автомобилями. Из предоставленной МИТ информации узнаем, что Оксана Доменти приобрела в мае автомобиль «Skoda Superb», стоимостью около 10 тыс. евро (свыше 150 тыс. леев), Олег Рейдман – «BMW» — в июне, Людмила Бельченкова – «Dodje Caliber» – в июле. Виктор Степанюк в августе купил себе «Mercedes», а в сентябре депутат Петру Порческу обзавелся автомобилем «Toyota Avensis», стоимостью свыше 10 тыс. евро. Также в сентябре депутат-коммунист Марк Ткачук приобрел новехонькую последнюю модель «Mitsubishi». И экс-министр экономики Игорь Додон обзавелся в прошлом году «Toyota Land Cruise», которая стоит около 25 тыс. евро (свыше 400 тыс. леев).

«Забывчивые» народные избранники

Депутат-коммунист из числа свежеиспеченных Эдуард Мушук забыл декларировать целых 4 автомобиля: «RAF 2203» с 1994 года, два автомобиля «Opel Vectra», приобретенных в 2005 и 2008 годах, и «Peugeot». Последний автомобиль фигурирует в поданной Центризбиркому декларации, однако его не видать в декларации о доходах за 2009 год. И Светлана Попа, вошедшая в Парламент по спискам ПКРМ, по данным МИТ, владеет автомобилем «Nissan Maxima», купленным в 2003 году. В декларации о доходах за 2009 год Попа указывает, что не имеет автомобиля. Лжет и Анатол Попушой, экс-директор «Moldsilva». Он является владельцем «Audi A 6», приобретенного в 2008 году. Однако этот автомобиль не фигурирует ни в одной декларации о доходах депутата-коммуниста за последние годы. Заместитель председателя Парламента Александру Стояногло также не декларировал свой «Mitsubishi», купленный в 2007 году. И Игорь Додон забыл декларировать «Mazda 6», зарегистрированный в МИТ на его имя, а также «Nissan Micra», фигурирующий в представленной ЦИК декларации о доходах. Экс-министр экологии Виолетта Иванова упустила из виду принадлежащие ей мотоцикл и автомобиль, а Думитру Тодорогло – автомобиль индивидуального производства, зарегистрированный на его имя в МИТ в 1996 году, и «Volkswagen Bora», купленный в 2000 году, Геннадий Морков – «Volkswagen Pasat», приобретенный в 2008 году, Ион Лупу – грузовик «ZIL 131» и «ALCA H13X121» (мы так и не сумели разобраться, что это за автотранспортное средство), Юрий Стойков – «UAZ 452 D».

Министр транспорта Анатол Шалару забыл включить в декларацию о доходах «Mercedes 320 G», приобретенный в 2003 году, депутат либерал-демократ Михаил Шляхтицкий – автомобиль «Opel Vectra», с 2001 года, а его коллега по партии Александру Чимбричук — «Hammer» (стоимостью от 20 до 40 тыс. евро), который появляется в декларации Центризбиркома, «Mercedes E220» с 2005 года и «Москвич» с 1994 года, которые зарегистрированы в МИТ. Чиновники, ставшие депутатами Парламента по спискам ДП, Игорь Корман забыл включить в декларацию о доходах «BMW 324», купленный в 2002 году, Аурел Бэешу – «BMW 318», приобретенный в 1997 году и «Mazda 626», зарегистрированный в 2000 году. Оба автомобиля не фигурируют в декларациях о доходах за последние два года, но зафиксированы в регистре МИТ. Депутат-либерал Вадим Вакарчук по-видимому забыл, что является владельцем грузовика «MAN 19463», который в МИТ зарегистрирован на его имя, а Юрий Колесник, экс-депутат АНМ, упустил из виду целых три автомобиля. И министр иностранных дел Юрие Лянкэ кажется упустил из виду автомобиль, когда заполнял последнюю декларацию о доходах. Например, в последних его декларациях о доходах фигурируют два автомобиля: «VAZ 2106» и «AUDI 6». В регистре МИТ появляется еще и роскошный «Mercedes E 220 CDI», зарегистрированный на имя чиновника 11.02.2009.

И примар муниципия Кишинева Дорин Киртоакэ, по всей видимости, забыл об автомобиле «Nissan Serena», зарегистрированном в МИТ в 2003 году, который не фигурирует в его декларациях о доходах.

Чиновники предпочитают именные номера

Как показывают данные Министерства информационных технологий, наши чиновники предпочитают именные номера на своих автомобилях. Как правило, регистрационные номера автомобилей включают инициалы чиновников. Автомобили с именными номерами есть у премьера Влада Филата — C VF 450, Серафима Урекяна — C SU 001, Виктора Степанюка – K SW 008, Иона Балана – CT BI 888, Владимира Хотиняну — C VH 555, Вадима Мишина — C MV 020, Светланы Попа – C SP 440, Валерия Гилецки – C VG 012, Олега Рейдмана – C RO 552, Валерия Гума — K VG 070 şi C VG 999, Оксаны Доменти – C OD 311, Эдуарда Мушука – C ME975 «OPEL Vectra».

Рейтинг чиновников с самыми дешевыми автомобилями

На противоположном конце рейтинга, с самыми дешевыми автомобилями, по данным МИТ, разместились депутаты Виталие Нагачевский с «Opel Record», купленным в 1996 году, Владимир Еремчук, владеющий «Audi 80» с 1993 года и «VAZ 21063» с 1983 года, Мария Постойко – с «VAZ 21061» 1988 года производства, Михаил Шляхтицкий, владеющий «Opel Vectra» с 1992 года, и министр экономики Валериу Лазэр с автомобилем поновее — «Renаult Laguna», купленном в 2002 году. Однако это не значит, что эти чиновники не разъезжают на люксовых автомобилях.

Закончив работу над этим материалом, осознали, что еще очень многие чиновники, о которых точно знаем, что не ездят на троллейбусе, не фигурируют ни в одном из наших списков как владельцы автомобилей. Кто они и, в частности, почему не фигурируют в них, попытаемся узнать и рассказать в новом расследовании. В то же время, призываем читателей помочь нам выявить чиновников, владеющих дорогостоящими люксовыми автомобилями, но не декларирующих их.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s